Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер Сергей Соловьёв скончался в Москве 13 декабря в возрасте 77 лет.
Соловьёв родился 25 августа 1944 года в Карелии. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа, позднее стал преподавать на этом факультете. Дебютировал в качестве кинорежиссёра на студии «Мосфильм», где и работал с 1969 по 2019 год. Являлся создателем фильмов «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Анна Каренина», «Сто дней после детства». Трилогия «Асса», снятая кинорежиссёром, стала символом для рок-движения в период перестройки в Советском Союзе. На счету режиссёра – около 30 фильмов.
В начале 2019 года под руководством Соловьёва заработал Театр-студия САС. Кинорежиссёр являлся лауреатом Государственной премии СССР. В 1981 и 1987 годах вошёл в состав жюри Венецианского кинофестиваля. В 2002 году Соловьёв выступил за создание международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и являлся его бессменным президентом. В 1993 году получил звание народного артиста России.
На переломе между этими эпохами и появилась «Асса» — и, судя по всему, именно ею Соловьёв в первую очередь останется в истории.
Выходец из военной среды, он с детства впитал в себя социалистическую реальность со всеми её прелестями. В 14 лет Сергей вышел на сцену ленинградского БДТ в спектакле Игоря Владимирова. С отличием окончил ВГИК, пришёл на «Мосфильм», как положено отличнику, стал снимать классику – Чехова, Пушкина, Горького. Впрочем, оригинальность его личности и таланта успела проявиться и в этих ученических фильмах – «Егоре Булычёве и других», «Станционном смотрителе».
Потом Соловьёв делает шаг к современности.
Снятый в Казахстане фильм «Чужая Белая и Рябой» не скрывает влияний, которые оказали на Соловьёва работы Германа и Александра Сокурова. В те годы он вёл во ВГИКе занятия с учениками легендарной казахской мастерской, в результате оставив мастера этого славного курса в истории кинематографа ещё и отцом казахской «новой волны».
Соловьёв, будучи уже взрослым человеком, проявил фантастическую чувствительность к молодёжной контркультуре, которая впервые была им легализована и манифестирована в кинематографе.
В его творчество каждый может найти для себя комнату по душе.
Похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.