Путеводитель по загробной жизни: Ирий

Традиции, история, культура

Путеводитель по загробной жизни: Ирий

Путеводитель по загробной жизни: Ирий

В славянской мифологии есть своё представление о рае и рай этот создан был Сварогом.

Загробный мир в славянской мифологии (ирей, вирий, вырий, вырей) — райский сад, куда отправляются на зимовку птицы и змеи. В Ирии растут невиданные цветы и деревья, живут неземные птицы с чудесными голосами. Отсюда на Землю приходит весна, а аисты приносят в наш мир младенцев. Живым вход в Ирий закрыт: сад ограждён железными воротами. Вход в Ирий охраняет не пёс, а драконы-василиски.

Ирий — это место, где пируют славянские боги. Через Ирий протекает Молочная река, вследствие чего Ирий имеет название Беловодье.

В Ирий попадают праведники, а грешники после смерти проваливались прямиком в Пекло.

Именно в Инрий отправляются герои многих русских сказок, здесь они добывают молодильные яблоки и отсюда похищают волшебную жар птицу, здесь же били два источника — с живой и мёртвой водой.

Здесь растёт мировое дерево с молодильными плодами, рядом с ними живут души умерших. Это — вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Мифологическая середина мира — сакрального центра вселенной, выполняющего гармонизирующую роль. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. Мировое дерево упоминается во многих культурах.

По устаревшему представлению в Ирий попадают через воду, омут, водоворот.

По народным поверьям первой в Ирей прилетает кукушка, так как у неё хранятся ключи. По другому преданию, ключи от Ирия сначала хранились у вороны, но та прогневала богов, и они передали ключи жаворонку, которого первым встречают весной. Последним Ирий покидает Аист, который по преданиям приносит оттуда младенцев с душами ранее живущих.

В славянской традиции смерть человека осознавалась как переход души из этого мира, где он «в гостях», в иной мир – «домой». Души умерших попадали в Ирий. А так как славяне верили, что в загробном мире ушедшие ведут привычный образ жизни, то есть им нужна одежда, орудия труда, посуда и многое другое. Поэтому хоронили славян с приличным скрабом, а людей зажиточных и знатных, со статусными предметами и украшениями, чтобы их признали равным представители знати.

Оцените статью
Добавить комментарий