Ламаизмом европейцы называют одно из течений буддизма в Тибете. Такое название религия получила благодаря основному признаку – почитания Ламы как самого Будды.
Всё началось с того, что в 13 веке император Китая объявил ламу сакъякского главным у тибетского буддизма. Тот лама получил в том числе и светскую власть. Другие буддистские течения начали споры и разборки, которые кто-то должен был разрешить.
Тогда появился Цзонкава, который всю жизнь изучал тибетские монастыри и буддистские секты. Он совместил все традиции и практики буддистов в одно течение. От других ламаизм отличается ритуалами.
С тех пор тибетский буддизм становится всё более однообразным, а наместничество Далай-ламы признаётся и другими течениями.
Тибетский буддисткий похоронный ритуал «Небесные похороны»
У тибетских буддистов-ламаистов тела умерших скармливают птицам. Это традиция похожа на похороны у зороастрийцев, но есть отличия.
Похоронным ритуалом у тибетцев занимается рогьяпа.
Мёртвое тело оставляют сидеть на сутки, а приглашённый лама произносит молитвы.
Эти слова должны помочь отходящей душе пройти от смерти к возрождению.
Спустя 3 дня приходит друг покойного и относит на своей спине труп на место совершения похоронного ритуала.
К примеру, в зороастризме запрещено перемещать мёртвого человека в одиночку.
Покойного привязывают к вкопанной палке за шею, чтобы птицы не унесли «добычу» к себе в логово.
Рогьяпа надрезает труп в нескольких местах и уступает место грифами-трупоедам.
После завершения священной трапезы птиц, ритуальный специалист собирает по округе останки тела, которые стервятникам удалось отщепить от умершего.
Затем могильщик несёт дробить кости на специальный камень. Из дроблёных останков с ячменной мукой и маслом яков рогьяпа готовить смесь цампа для последующего скармливания тем же птицам.
В итоге, от тела ничего не остаётся. Это помоет душе быстрее перейти к перерождению и вернуться в новом теле.
Похороны буддистов-ламаистов в советское время
Когда стало ясно, что человек скоро умрёт, к нему зовут ламу. Лама совершает напутствие, рассказывая, с чем встретится душа уходящего. Этот обряд называют зурдайн-судур.
Сразу после кончины, родственники идут к местному зухарчину (священнослужителю) и справляются о том, кто будет готовить умершего к похоронам, какие выбрать хуралы, в какой час и день хоронить, в каком направлении нести труп, какой способ захоронения выбрать.
Считается, что нужно выполнить все указания зухарчина, чтобы в ближайшее время никто из семьи не умер.
После получения информации, тело передают буянчи – ритуальному специалисту. Тот должен придать позу умершему, обмыть, переодеть, зашить веки.
По традициям, тело оставляют в одной из стихий – оставляют на земле, закапывают, отправляют в плаванье, или сжигают. Это зависит от предписания зухарчина.
Часто тело оставляют на открытой местности для поживы хищников.
Когда умерший похоронен, следует провести обряд очищения, прочитать нужные молитвы.
В течение 7 недель близкие молятся, совершают специальные ритуалы, чтобы душа родственниками переродилась.
Если после смерти родственника умирает скотина, близкие получают травмы, у семьи что-то пропадает, это значит, что душа покойника не может оторваться о семьи. Тогда нужно молиться и совершать пожертвования, чтобы дух ушёл.