Погребения Месопотамии

Традиции, история, культура

Погребения Месопотамии

Благодаря раскопкам последних десятилетий на территории, входящей в регион Большой Месопотамии, выяснилось, что уже в эпоху неолита, что люди могли создавать монументальные для того времени архитектурные сооружения: величественные мегалиты, стелы со сложной резьбой и горельефами, трудоёмкие скульптуры и фризы. Кроме того, были получены свидетельства расширения масштабов хозяйственной деятельности, формировались общности более высокого порядка. Эти открытия позволили взглянуть на процесс развития месопотамских обществ, их социальную структуру и особенности мировосприятия. В изучении проблем такого рода достаточной высокой репрезентативностью обладает материал погребений.

К началу Неолита (примерно 11-9 тыс. до н.э.) погребальный обряд сохранял в себе множество черт верхнепалеолитической эпохи. Одиночные захоронения в ямах, редкий сопутствующий инвентарь из орудий труда, использование охры, а также существование коллективных погребений.

Они стали формироваться по группам, связанных с семьёй. Вместо одиночных захоронений стали появляться захоронения дома внутри жилища. Самые главные памятники находятся у границы с Месопотамской низменностью. Погребения довольно разнообразны и представлены как целыми скелетами, так и отдельными частями (обычно это черепа). Чаще всего хоронили внутри домов, в которых были специальные ямы под полами, которые не засыпали землей, а прикрывали сверху плоскими камнями. Теоретически, такую могилу всегда можно было вскрыть без особого труда. Скорее всего обитатели дома могли периодически извлекать останки умерших родственников для каких-то ритуалов. Интересная деталь: в одном случае были обнаружены следы трепанации черепа.

Привлекает внимание особое отношение к черепам. Судя по всему, голова человека или животного воспринималась как наиболее узнаваемая его часть. А обычай вешать у входа жилища голову/череп животного-«тотема» начал своё начало ещё с верхнепалеолитической эпохи. Эту теорию можно также сравнить с приниженным положением умершего, так как мог совершаться обряд с жертвоприношением. Принесение человека в качестве жертвы выглядит достаточно закономерным явлением, потому что это имело место при возведении общественной постройки. Такой участи могли подвергаться пленные: несмотря на то, что прямые свидетельства тогдашних войн отсутствуют, вполне вероятно, что имело место борьба между отдельными общинами за территории и охотничьи угодья.

В 9-7 тыс. до н. э. начали появляться первые признаки того, что традиция захоронений внутри домов постепенно начала трансформироваться. Причины могут быть различными. Например, тела могли быть источниками болезней, не зная истинной причины которых первобытный человек должен был испытывать суеверный страх перед останками умерших, связывая их потенциальную вредоносность с действиями потусторонних сил. Компромиссом стало «переселение» умерших в специальные «дома мертвых» — особые общественные постройки / некрополи. Именно такое кладбище и было создано в 7 тыс. до н. э.

Похоронный обряд неолита Месопотамии представлял собой достаточно сложный комплекс действий. Как уже мы писали ранее, довольно часто голову отделяли от тела, ее переносили в жилище и устанавливали на определённое время. Также голова могла подвергаться модификациям, например, пигментации материалом красного цвета – охрой, киноварью. Предположительно, родиной возникновения такого обычая было Восточное Средиземноморье. Иногда черепа имели следы огня.

В то время как тело предавалось земле, голова хранилась в доме, являясь напоминанием об ушедшем человеке и участвуя в каких-либо ритуалах. Здесь возможно возникает далекий прообраз римских ларариев с их посмертными восковыми масками и особыми обрядами. Эти обряды были связаны с почитанием предков.

Посмертные дары были скромные, как правило, они представляли собой кости животных – важнейших объектов охоты, чаще всего рога, челюсти. Были зафиксированы рога антилопы, бусины из клыков, челюсти коз.

Подводя итоги следует отметить, что обитатели Месопотамии того времени обладали не только развитым хозяйством, величественной архитектурой, но и достаточно обширными представлениями о загробном мире.

Оцените статью
Добавить комментарий