Необычные и порой жуткие похоронные обряды и ритуалы

Традиции, история, культура

Необычные и порой жуткие похоронные обряды и ритуалы

Скорбят по ушедшим все народы, но выражается эта скорбь совершенно по-разному. Одни горюют молча и сдержанно, другие громко плачут, наносят себе увечья, а некоторые даже устраивают танцы. Одни, встречая горе, в знак траура надевают черное, другие – белое или красное.

Траур для европейцев — сдержанное выражение скорби по умершему, которое не бросается в глаза. Но для народов, которые живут традиционным укладом, характеры публичные оплакивания мёртвых, для чего даже нанимают специальных плакальщиц, громкие рыдания и самоистязания.

Эфиопы, например, в знак глубокой скорби остригают волосы, посыпают голову пеплом и до крови расцарапывают лицо.

В Южной Африке у некоторых племён ещё столетие назад вдову после смерти мужа запирали на месяц в закрытом помещении. Когда срок заточения истекал, она, прежде чем вернуться домой, должна была тщательно вымыться и острым камнем сделать себе порезы на груди, руках и ногах.

На Аляске у индейского племени тлинкитов было принято в знак скорби бить себя камнями по лицу и опалять волосы в пламени костра, в более сдержанных вариантах – коротко стричься и посыпать лицо пеплом от сожженного тела покойного. А из исторических летописей мы знаем, что, когда скифы оплакивали смерть царя, они остригали волосы на голове, резали руки, царапали лоб и нос, отрубали мочки ушей и стрелами пробивали себе левую руку.

Индейцы команчи не только наносили себе раны и остригали волосы, но и стригли своим лошадям хвосты и гривы. У другого индейского племени – арапахо – покойника оплакивали женщины, покрытые кровью от порезов на руках и ногах.

В Австралии у аборигенов вдовы расцарапывали лица и прижигали головнями руки, ноги и груди и втирали в ожоги золу.

Скорбящие люди изменяли свою внешность в стремлении в период траура, чтобы хотя бы на время оказаться вместе с покойным в пограничном состоянии между жизнью и смертью, защитить его от загробных испытаний.

Многие древние народы шли ещё дальше, в буквальном смысле отправляя на тот свет не только умершего и его имущество, но и его слуг, домашних животных, часто и членов семьи. Всё это археологи находят в изобилии в захоронениях скифских вождей, шумерских царей, индейских правителей Центральной Америки. Даже простые люди в разных уголках мира старались положить в могилу родственника что-то полезное – лук со стрелами, лопату или деревянную ложку. При этом предметы часто ломали, поскольку была вера в то, что сломанное на этом свете будет целым на том. Верили и в то, что царям и богатым на том свете будут необходимы слуги, поэтому их умерщвляли десятками и сотнями. Увиденные на Волге похороны описал арабский путешественник Ибн Фадлан в десятом веке. В последний путь провожали знатного варяга – его сожгли в ладье вместе с любимым конём, рабами и женами.

В Индии до недавнего времени вдова добровольно сжигала себя вместе с мужем. Страшный обычай сати объяснялся достаточно просто – овдовевшим женщинам никто не помогал, а второй раз выйти замуж они не имели права.

Мировые религии не одобряют проявление во время траура слишком сильных эмоций. Иудаизм и мусульманство запрещают своим приверженцам в знак скорби по умершему наносить себе повреждения, вырывать волосы, отрезать бороду или делать татуировку. Обе религии против обычая нанимать профессиональных плакальщиц.

В знак траура в иудаизме все близкие родственники умершего обязаны сделать криа, надорвать край своей одежды — это символизирует окончательность и безвозвратность утраты. Но далеко не всех устраивает такая строго контролируемая и дозированная скорбь. Даже в Европе на похоронах и сейчас можно видеть бурные выражения эмоций.

В России, как и прежде, женщины распускают волосы и громко плачут, в доме занавешивают все зеркала, чтобы туда не «затянуло» душу умершего.

В Азии и Африке скорбь и вовсе выражается в опасных для жизни и здоровья формах, в особенности с религиозным фанатизмом. Например, ислам безуспешно ведет борьбу с ритуалами ашуры. Во время этого ритуала по улицам проходят процессии с чёрными знаменами и сопровождаются самоистязаниями верующих. Они наносят себе удары кинжалами и цепями. А на католических Филиппинах каждый од десятки верующих бичуют и даже распинают себя в подражание Христу.

Оцените статью
Добавить комментарий