Музыка в траурных церемониях

Традиции, история, культура

Музыка в траурных церемониях

Музыка – это творчество, она отражает процессы, происходящие в душе человека. Это выражение человеческой сущности: чувственной и духовной. С одной стороны она вызывает чувства, настроения, фантазии, с другой – является частью духовно-интеллектуальной области художественного представления и эстетического действия. Поэтому люди, находящиеся в трауре, очень чутко реагируют на музыку.

Эмоции оказывают большое влияние на человеческое поведение и общее психологическое состояние. Музыка может разбудить чувства или изменить их. Также она является средством создания эмоций, чувств. Долгий эффект от музыкального воздействия можно наблюдать при проявлении чувств и психологических состояний. Её эффекты оказывают влияние на эмоциональную окраску ритуальных церемоний. Свадьба всегда сопровождается свадебным маршем, олимпиада – гимном. Музыка может облегчать боль, исцелять страхи.

Мелодия сопровождала траурные церемонии ещё в первобытное время и в раннем периоде становления человека. Конкретной даты события, когда первобытный народ стал использовать музыку – нет. В самом начале это были всего лишь зачатки тонов, ритма и многоголосья инструментов. Предпосылкой были культовые танцы. Этот факт подтверждают наскальные рисунки. Музыка в широком смысле слова существовала уже в каменном веке. И возможно предположить, что наскальные рисунки появились позднее, чем культовые танцы. Похороны в тот период, как и сегодня относятся к культовым событиям.

На протяжении более полутора веков самая исполняемая траурная композиция в мире – похоронный марш польского композитора Фредерика Шопена. Большинство из тех, кто его слышал, уверены, что это самостоятельное произведение. Но это не так. Похоронный марш – третья часть крупноформатного фортепианного произведения, сонаты №2 (си-бемоль минор). Шопен сочетал в себе талант великого композитора и виртуозного исполнителя. Возможно, поэтому большинство его произведений предназначены для исполнения на фортепиано. Оркестровка похоронного марша была сделана уже после его смерти.

Что же говорится в нём? Первая часть сонаты – образы жизни с её противоречиями. Здесь личные переживания, мрачные предчувствия скорой смерти, боль от разлуки с родиной. Вторая рисует картину грозного наступления. Для неё характерна мужественность, борьба. Третья часть, она и представляет собой похоронный марш – драматичные, мудрые размышления о жизни и смерти. Музыка величественна, торжественна и трагична. В середине появляется лиричная красивая мелодия. Если до неё мелодия была тяжелой, то эти звуки легкие, парящие на высокого над землей, это и есть духовное начало. Четвёртая часть – короткий финал без ярко выраженных тем. Русский пианист и композитор А. Г. Рубинштейн назвал эту часть: «Ветер над могилами».

Также всем знаком Реквием Моцарта. Это заупокойная месса, в которой присутствуют библейские мотивы Страшного суда. В самом тексте прослеживается мольба о даровании вечного покоя умершим, мистические картины Страшного суда, образ Бога, милосердного и в то же время грозного, понимающего и прощающего и в тоже время беспощадного. Заказ написать траурную мессу Моцарт получил от незнакомого человека в тёмном плаще, который не пожелал открыть своё имя. Жена композитора Констанца говорила о том, что приход незнакомца очень взволновал Моцарта, однако он очень хотел попробовать свои силы. Но болезнь и смерть не дали закончить последнее творение. Закончил произведение один из его учеников. Накануне смерти, он попросил друзей спеть с ним реквием и сам пел партию альта, но при первых нотах заплакал от мысли, что реквием не будет окончен. В день смерти он позвал к себе своего друга и ученика Зюсмайера, они долго беседовали, Моцарт объяснял свои планы насчёт окончания Реквиема. И на долю этого счастливого ученика выпала такая великая честь окончить произведение своего учителя.

«Реквием» Моцарта – монументальное сочинение, которое взяло лучшие достижения музыкальной культуры 18-го столетия.

Оцените статью
Добавить комментарий