Мозаичный надгробный ковёр

Традиции, история, культура

Мозаичный надгробный ковёр

В этой статье мы хотим вас познакомить с очень необычным надгробием танцовщика Рудольфа Нуриева. Он стал своеобразным символом в истории балета, которому посвятил всю свою жизнь. Великий танцовщик, звезда эпатажа, реформатор классического балета, мировая знаменитость, Рудольф Нуриев родился 17 марта 1938 года, а ушёл из жизни 6 января 1993 года. На то время он проживал недалеко от Парижа. Он был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. Тогда же один из ведущих художников Парижской оперы Энцо Фриджерио, друг и коллега танцовщика, предложил необычную идею оформления могилы, с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры, и ему очень нравился текстиль разных стран. Самые любимые ковры он брал с собой даже на гастроли, так как они его вдохновляли.

Эскизы ковра, выполненные Энцо, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. А так как воспроизвести в точности красочный и насыщенный деталями ковёр было бы довольно сложно используя, например, гранит или мрамор, было принято решение использовать мозаику. Благодаря этому была снята проблема отображения складок на ковре и возможность естественно отобразить вид золотых нитей бахромы, сделав визуальный эффект тканевой текстуры. Так как памятник получался очень дорогим, средства на его создание выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.

В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико. Мозаика ковра выполнена из мелкой преимущественно квадратной формы элементов с плотным прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот приём с расстояния уже 2-3 метров создаёт общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Надгробие вызывает неоднозначные впечатления. Кто-то считает, что могила слишком яркая, слишком бросается в глаза. Кто-то, наоборот, впадает в восторг. Туристы, посмотрев заранее фотографии получившейся композиции, нередко спрашивают, намокает ли ковёр под дождём и как часто его меняют. Посетители кладбища Сен-Женевьев де Буа с экскурсиями обязательно прикасаются к мозаичному ковру, только на ощупь раскрывая визуальный обман. Но как бы кто не относился к надгробию-ковру, могила Рудольфа Нуриева определенно единственная в своём роде, достойная памяти неоднозначного и великого балетного гения.

Будучи на кладбище, посетители чаще всего видят памятники и надгробия, выполненные из цельного куска гранита или мрамора. Также встречаются скульптуры. Однако увидеть надгробие из такого декоративного элемента как мозаика, часто не встретишь. Ковёр-надгробие для Рудольфа Нуриева можно назвать эксклюзивной, а также очень кропотливой работой. На протяжении уже более 25 лет мозаика не утрачивает своей яркости и красочности. Ещё в Древнем Египте и Древней Месопотамии начали использовать мозаичную технику. Её использовали для облицовки стен с помощью маленьких плиток, выполненных из обожжённой глины, покрытой глазурью. Также до нас сохранились непревзойдённые мозаичные напольные панно Древней Греции и сооружения Древнего Рима, покрытые мраморными плитками. Эта традиция распространялась не только на внешние стены, но широко использовалась и во внутренних покоях. Кусочки смальты – цветного стекла различных оттенков в декоративной отделке стали отличительным символом византийской архитектуры. Мозаика широко применялась в Испании, Италии Эпохи Возрождения, а также в мусульманских странах.

Оцените статью
Добавить комментарий