Похороны в Турции

От первого лица

Похороны в Турции

Недавно мне пришлось побывать на мусульманской церемонии прощания с усопшим. Скончался дальний родственник по линии отца мужа. Я отметила множество точек соприкосновения в традициях и столько же огромных различий, а так же немного узнала о том, как же это происходит, в том числе и для христиан.

Первое на что я обратила внимание, это то, что после печальных новостей о кончине приезжают буквально все: дальние, близкие, друзья, враги, соседи. Каждый должен зайти в дом в знак уважения к семье почившего. Для меня это действительно было удивительно. На моём опыте и как правило, собираются самые близкие, так как это довольно интимный момент для нас. Но у них я не увидела ни одного пустого окна, так как абсолютно все норовили заглянуть туда, а никто и не против. Тут же я обнаружила сходство в том, что двери и ворота в дом открыты, тем самым приглашая зайти внутрь. Правда, у них ещё и дороги перекрывают, проехать в этом месте может только скорая для того, чтобы забрать тело. И совершенно никто не имеет права помешать. Надо — объедешь.

В доме уже собрались все: и тут важно понимать, если ты, например, взрослая женщина из близкого окружения или же являешься членом семьи, то тебе можно зайти в основное помещение, где сидят все женщины и читают, а скорее поют молитвы. Если ты младше или не подходишь по критериям, сидеть тебе в коридоре либо любых других свободных пространствах. Но там как получится, потому что там буквально яблоку негде упасть. В другом помещении вместе с покойным сидят мужчины. Каждый из них обязан прикоснуться к нему и попрощаться, а так же вложить усопшему в руки кинжал, если жизнь его была так или иначе связана с оружейным/боевым и другими ремеслами в качестве символа уважения и борьбы. Лежит он, надо сказать, долго.

После визита в морг тело отдают родственникам. И тут же мы встречаемся с ещё одним сходством. Телу нужно полежать дома. Сколько? Чем больше, тем лучше. Но лучше не получается, потому что наука — это вам не религия и телу желательно бы отдохнуть. Но люди ждут. Кто-то семь дней, кто-то десять, но тут уже от степени религиозности зависит.

Ещё одним приятным открытием оказалось то, что практически всё, что нужно, за исключением места на кладбище, памятника и зала для проведения поминок после захоронения, оплачивает государство (включая обеды для всех гостей). Тебе подготовят покойного до мельчайших деталей, дадут транспорт для всех родственников, которые хотят присутствовать на захоронении. И тут не важно где: ты можешь жить в столице, а похороны будут проходить в другом городе/деревне за сотни километров. Налоги штука полезная для всех.

Кстати про наших. Если ты случайно отдал Богу душу в территории Турции исповедуя христианство, то полную заботу о тебе берёт государство. Тебе выберут место на уже имеющихся кладбищах для христиан православных, католиков и других. Если вдруг о тебе некому позаботиться, то всё сделают за твоих близких. Например, мою семью не допустили бы к участию в подготовке. Правила есть правила. Более того, если бы моя семья, будучи мусульманами, пожелали бы посетить меня на этом кладбище, просто так этого не сделать. Лишь дети способны получить разрешение на подобные привилегии. В общем, умирать в Турции православным довольно грустно. Но всё же чуть веселее, чем лежать дома будучи мусульманином.

Женя, Турция, Стамбул

Живёт в Турции 6 месяцев

Оцените статью
Добавить комментарий